Трудовой патент — это разрешение на работу в России для иностранцев, которым не требуется въездная российская виза, и кто не имеет разрешения на временное проживание или вида на жительство. Таким гражданам патент дает право работать в России легально.
При этом иностранный гражданин может работать только в том субъекте Российской Федерации, на территории которого ему выдали патент. Поэтому, если вы сначала оформите патент на работу в Москве, а потом захотите работать в другом городе, вам нужно будет получить новый патент, обратившись в уполномоченный орган того города, в котором вы планируете работать.
В этой статье мы рассмотрим предоставление государственной услуги по оформлению и выдаче патента для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Как выглядит патент на работу
Патент представляет собой карточку с вашей фотографией. В нем пишут вашу фамилию, имя, отчество, дату рождения, гражданство, документ, удостоверяющий личность, ИНН.
Кроме того в трудовом патенте указывается территория действия. Например, если патент выдан только на Москву, то иностранный гражданин не имеет права работать нигде кроме столицы, даже в Московской области патент действовать не будет. Это касается и других регионов.
Также может быть прописана профессия. В этом случае патент позволяет работать только по той профессии, которая в нем указана. Но это ограничение действует не во всех регионах. В Москве и Московской области в патенте профессию не указывают, поэтому мигранты могут легально трудиться на разных работах.
Кому не нужен патент на работу
Довольно очевидно, что патент нужен большинству иностранцев, а именно совершгражданам стран, с которыми у России установлен безвизовый режим.
Список тех, кому не нужен трудовой патент:
- гражданам стран ЕАЭС;
- обладателям ВНЖ или РВП;
- участникам государственной программы по переселению соотечественников;
- получившим статус беженца в РФ;
- иностранным студентам, подрабатывающим в свободное время;
- журналистам, аккредитованным в России;
- сотрудникам дипломатических представительств, консульств, международных организаций;
- иностранцам, которых пригласили в качестве научных или педагогических работников в образовательные или научные организации;
- сотрудникам иностранных компаний, которые выполняют монтажные работы и обслуживание технического оборудования.
Отличия патента на работу от разрешения на работу
Внешне разрешение похоже на патент — это такая же карточка с фотографией и краткой информацией о мигранте. И патент, и разрешение на работу получают в МВД.
Высококвалифицированным специалистам, лицам без гражданства и иностранцам, которые приезжают в РФ в визовом порядке, вместо патента необходимо оформлять разрешение на работу. Такое разрешение регулируется отдельной статьей закона 115-ФЗ.
Какие плюсы дает патент
Обладатель патента на работу наделяется правом заключать официальные договоры с работодателями, а значит иметь все те же преимущества, что и гражданин РФ. Такие как оплачиваемый отпуск, премии больничные и так далее.
Патент на работу не запрещает менять работодателей (в отличие от региона). Поэтому если на одной работе вас не устраивают условия или коллектив, и вы захотите поискать условия получше, то вы будете иметь полное право уволиться с непонравившейся работы и устроиться на другую. Естественно, соблюдая при этом действующее законодательство.
Сколько действует патент
Патент оформляют на срок от 1 до 12 месяцев, причем иностранец сам может выбирать срок действия. Если вы оформляли патент, например на 3 месяца, и теперь хотите продлить его на новый период, то его нужно оплатить до того, как истекут эти три месяца. В противном случае патент аннулируется и придется оформлять его снова.
Максимальный срок, на который можно продлить патент — 12 месяцев. После этого нужно оформлять новый. Иными словами, по одному патенту иностранный гражданин сможет работать не более 1 года. По истечению года, патент нужно будет переоформлять.
Чтобы переоформить или продлить патент на работу, придется прийти именно в тот территориальный орган, который выдавал прошлый патент. Делается это за 10 дней до того, как закончится срок действия текущего документа.
Сколько стоит патент
Стоимость патента на работу зависит от нескольких величин:
- фиксированный авансовый платеж, который равен 1200 рублей;
- коэффициент, связанный с потребительскими ценами на товары, работы и услуги в России. В 2021 году он составлял 1,864;
- еще один коэффициент — региональный. Каждый регион определяет его самостоятельно. В Москве он равен 2,3878;
- количество месяцев, в течение которых будет действовать патент. Мигрант выбирает его сам, от 1 до 12 месяцев.
Как рассчитать стоимость патента на работу:
Например, вам нужен патент на работу в Москве на 3 месяца. Его стоимость составит: 1200 рублей × 1,864 × 2,3878 × 3 месяца = 16 023 рубля.
Подробная инструкция по оформлению патента
По сути схема получения патента проста: собираем документы, заполняем заявление, оплачиваем, относим в УФМС. Однако, очень важно соблюсти все нюансы миграционного законодательства. Расскажем пошагово, начиная с момента въезда в страну:
- Иностранный гражданин, которому не требуется виза, въезжает в Россию по загранпаспорту.
- На границе при заполнении миграционной карты в качестве цели въезда указать «работа».
- В день приезда в РФ сразу оформить медицинский страховой полис на весь срок пребывания. Он пригодится в случае болезни, потому что без него вызвать скорую помощь или обратиться в больницу можно только в экстренных случаях.
- В течение 7 дней после пересечения границы необходимо встать на миграционный учет по месту жительства или работы. Гражданам Таджикистана на эту процедуру отводится 15 дней.
- Далее у вас есть 30 дней, чтобы оформить патент на работу.
Теперь непосредственно сама процедура оформления и получения патента на работу:
- первым делом нужно пройти медосмотр в уполномоченном медучреждении (медосмотр платный);
- сдать экзамен на знание русского языка, истории России и законодательства;
- предъявить полис добровольного медицинского страхования на весь период работы в РФ;
- оплатить патент;
- сделать перевод паспорта и заверить у нотариуса;
- сдать отпечатки пальцев (дактилоскопия);
- заполнить заявление на выдачу патента. (с бланком заявления можно ознакомиться здесь)
- сделать фотографии на документы.
Патент будет готов в течение 20 рабочих дней после того, как вы подадите заявление. О готовности документа вы получите СМС.
Список документов для оформления патента на работу
Чтобы оформить патент на работу, вам понадобятся:
- заявление на выдачу патента;
- документ, удостоверяющий личность, и его нотариально заверенный перевод;
- миграционная карта с целью въезда «Работа»;
- полис добровольного медицинского страхования (ДМС);
- медицинские документы;
- документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ;
- документ о постановке на учет по месту пребывания;
- квитанция об оплате штрафа — если вы нарушили срок подачи документов для оформления патента.
Что делать после получения патента
Следующий этап после того, как вы получите патент — найти работу и заключить с работодателем трудовой договор или договор ГПХ.
В течение двух месяцев после выдачи патента нужно обязательно направить в отдел по вопросам трудовой миграции МВД копию трудового договора с работодателем. Это делается в том регионе, в котором планируете работать. Можно отправить заказное письмо с уведомлением о вручении, либо принести документ лично в отделение УВМ ГУ МВД РФ. Если этого не сделать, ваш патент аннулируют.
Бережно храните свой патент, чеки об оплате и прочие важные документы. На всякий случай сделайте ксерокопии документов. В случае утраты патента можно в течение трех дней обратиться по месту оформления, чтобы восстановить документ.
Где оформляют патент
Чтобы получить патент на работу, нужно обратиться в МВД через миграционный центр. Например, в Москве это Многофункциональный миграционный центр, а в Московской области — Единый миграционный центр Московской области.
Помните, что оформлять патент должен только сам работник. Официальные службы выдают патент на работу лично в руки заявителя.
К сожалению, в России действует множество недобросовестных посредников, предлагающих помощь при оформлении патента. Это могут быть как организации, так и отдельные люди — земляки, случайные знакомые или коллеги по работе. Пользоваться такой помощью опасно: как правило, именно при подобных обращениях иностранные граждане покупают поддельные документы. Не дайте себя обмануть.
Что будет, если выявят нарушения
Любые нарушения чреваты санкциями. Так, если проверяющие органы обнаружили, что иностранный граждан работает не в том регионе, который указан в его патенте, то на него может быть наложен крупный штраф, либо грозить возможное выдворение из страны с запретом на въезд сроком до 10 лет.
Строгое наказание также ожидает тех, кто работает по специальности, которая отличается от той, что указана в патенте. Часто люди сталкиваются с проблемами из-за того, что приобрели патент по одной профессии, а потом работают по другой. Разумеется, полицейский может не знать, где фактически работает человек, но если нарушителя поймали непосредственно за работой, то проблем не избежать — как сотруднику, так и работодателю.
Штрафы и депортация грозят и тем, кому не нужна российская виза, но кто при этом работает без патента. Размер штрафа в Москве и Санкт-Петербурге составляет от 5000 до 7000 рублей, в остальных регионах — от 2000 до 5000 рублей.
Работодателю, у которого нелегально работают сотрудники, за каждого из них придется заплатить от 400 000 до 1 000 000 рублей, если это ИП или организация, и от 2000 до 5000 рублей, если это физическое лицо. В других регионах размер штрафов немного меньше.
Обязательно следите за тем, чтобы с вашими документами все было в порядке и не допускайте просрочек при оплате патента.